«Налог Путина» против капитализации Apple

Известно, что российский ВВП составляет лишь малую долю мирового. Однако всеобъемлющие санкции, объявленные против нашей страны, почему-то сильнее ударили по странам Запада.

До недавнего времени в определенных кругах что в России, что за рубежом бытовало мнение, будто наша крохотная по сравнению с гигантами вроде США, Германии или Франции экономика не выдержит даже легкого нажима. Да что там государства-гиганты, два года назад рыночная капитализация корпорации Apple на бирже Nasdaq достигла 2 трлн долларов, превысив ВВП России, которое на тот момент составляло примерно 1,6 трлн.

Однако тотальные антироссийские санкции, объявленные Западом, вдруг привели к странному эффекту: в Европе и Америке резко подскочили цены на все, начиная от топлива и заканчивая продуктами питания.

В Соединенных Штатах вышел доклад Минтруда, согласно которому потребительские цены в стране выросли по итогам мая на 8,6% в годовом выражении, что является крупнейшим ростом с декабря 1981 года. Президент Байден в связи с этим заявил, что инфляция стала «подлинным вызовом» для США. Глава Белого дома утверждал, что в США «никогда не видели ничего подобного «налогу Путина» на продукты питания и бензин».

И, конечно, получил в ответ язвительные комментарии. «Кажется, будто президент Путин руководит еще и США, раз он может вводить налог на еду и бензин», — откликнулся по-английски в твиттере первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский.

Свой «налог» Путин, похоже, ввел не только в США, но и во всех остальных западных странах.

Западу нельзя приуменьшать экономическую силу, которой обладает Россия, пишет Daily Express. По мнению автора статьи Джонатана Саксти, США, Евросоюз и другие страны совершают ошибку, недооценивая значимость Москвы в мировой торговле.

«Россия играет огромную роль в экспорте продовольствия и энергии. Еда и топливо нам нужны больше, чем кофейни и мобильные приложения. Экономика, ориентированная на первое, в итоге более устойчива», — подчеркнул обозреватель, добавив, что Россию с ее ресурсами, территорией и высоким показателем образованного населения не так легко отбросить. Он также признал неэффективность нынешних санкций, поскольку Кремль найдет новые рынки для своих ресурсов.

Джонатан Саксти не единственный западный эксперт, признавший, что капитализация Apple не стоит ломаного гроша по сравнению с реальной экономикой.

Дальнейшее укрепление курса рубля приведет к дополнительным затратам Запада при покупке российских энергоресурсов, заявил в колонке для National Interest Аксель де Верну. Как объяснил специалист, решение президента России Владимира Путина принимать плату за газ в национальной валюте привело к существенному усилению рубля.

«Бремя, которое свалилось на плечи Запада, вынужденного согласиться с системой Путина, будет становиться все более болезненным. Если рубль в предстоящие месяцы будет и дальше укрепляться, западным странам придется нести дополнительные затраты для конвертации своих валют в рубли, чтобы расплатиться за импорт незаменимых энергоресурсов», — написал де Верну. По мнению эксперта, такое развитие событий повысит спрос на российскую валюту в мире, а также покажет неэффективность западных санкций против России.

Вообще в последнее время публикации, в которых объясняется неэффективность антироссийских санкций посыпались, как из рога изобилия. До Запада постепенно начинает доходить, что, объявляя нам экономическую войну, он недооценил мощь реальной экономики, способной выстоять против ударов виртуальной.

Чудеса глобализации

Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулев удивляется: «В одном только ЦРУ тысячи аналитиков, в других службах — десятки тысяч людей, которым по штату положено сопоставлять, анализировать и оценивать. И все они недооценили роль России в мировой экономике».

Он объяснил агентству «Прайм», почему Кремль со своей ничтожной экономикой оказал столь заметное влияние на глобальные процессы. «США считали, что Россия — нисходящая держава, которая разрушится при первом же ударе извне, что ее эпоха заканчивается, она никогда не сможет восстановиться. Исходя из этого постулата они оперировали теми данными, которые сами же и формировали. Если страна, по подсчетам американских аналитиков, производит полтора процента ВВП, то зачем с ней считаться?» — объясняет эксперт логику заокеанских специалистов.

Дело не в доле мирового ВВП, а в цепочках поставок товаров, сырья, продовольствия. И тут роль России очень важна. Если считать по номинальному объему ВВП, Россия находится на 11 месте в мировом списке. По ВВП ППС (паритету покупательной способности) мы занимаем 5–6 место, что сопоставимо с европейскими экономиками. «Но и тут сравнение ошибочное. При всей развитости экономик Италии или Испании они никак не сопоставимы с российской по масштабности в части обеспечения мира сырьем и продукцией», — добавил Рогулев.

Действительно, по последним данным Международного валютного фонда, по объему валового внутреннего продукта Россия занимает 11 место.

Но если пересчитать валовый внутренний продукт в сопоставимых ценах, то есть по паритету покупательной способности, то тот же Международный валютный фонд передвигает нас на пять мест выше.

Исторически экономика США носит финансовый характер, а России — реальный. Конечно, капитализация такого гиганта, как Apple, или объем биржевых сделок превышает российский бюджет. Но ведь это цифры на бумаге, а не реальные поставки.

«Мы просто не вписываемся в американскую концепцию экономики. Конечно, в администрации США есть здравые умы, например, министр финансов Джаннет Йеллен. Она предупреждала о пагубном последствии санкций, но ее поставили на место. Теперь в Вашингтоне продолжают верить, что стоит дунуть, и Россия рассыплется, но по факту у них самих ситуация в экономике крайне опасна», — подытожил Рогулев.

Разумеется, было бы наивно считать, что санкции на нас не скажутся, что все беды упадут исключительно на головы тех, кто начал экономическую войну. Мы столкнулись и еще столкнемся с очень серьезными проблемами, решение которых потребует серьезных финансовых затрат, времени и перестройки всей привычной логистики. Российские нефтяные и газовые компании постоянно находятся в активном поиске новых рынков сбыта, и, надо отдать должное их усилиям, ощутимые результаты уже есть.

Но глобализация, в которую нас усиленно заталкивали последние тридцать лет, обладает одной особенностью: невозможно объявить санкции одной отдельно взятой стране, встроенной в мировую экономику, и при этом не пострадать самим. Поэтому не стоит удивляться, что у Запада тоже возникли проблемы, которые, возможно, даже серьезнее наших. Во всяком случае, в некоторых странах вроде Польши или Болгарии, не говоря о Литве, Латвии или Эстонии.

Все же мыться раз в неделю, как советуют немцам их политики, в обозримом будущем нам точно не придется.

Здесь таблички неполные, и так текст большой получился. А для иллюстрации 15-ти стран достаточно.
В своем проекте «