В то время как Европа пытается помешать военным усилиям Москвы на Украине, отказываясь от российской нефти , ближневосточные страны, похоже, являются единственными производителями, способными компенсировать потенциально полный отказ европейцев от закупок стратегического энергоносителя у России. Вопрос в том, есть ли у кого-то из них реальные возможности для этого и, что особенно важно, желание к активным антироссийским действиям, говорится в публикации на сайте CNN от 9 мая.
Западные государства ввели множество санкций , чтобы «наказать» Россию за еë действия на Украине, но Европейский союз ещë не прекратил импорт нефти и газа, основного источника доходов Москвы, чтобы не нанести ущерб собственной экономике. По данным Международного энергетического агентства, потенциальный запрет ЕС на российскую нефть может привести к нехватке 2,2 млн баррелей в сутки сырой нефти и 1,2 млн баррелей в сутки нефтепродуктов, отмечает американский телеканал.
В то время как страны Ближнего Востока владеют почти половиной разведанных запасов нефти в мире и большей частью свободных производственных мощностей, отсутствие инвестиций в инфраструктуру, конфликты, действующие здесь враждебные Западу политические альянсы и санкции в отношении отдельных экспортëров нефти являются одними из причин, по которым регион не сможет прийти на помощь Европе, констатирует CNN, переходя далее к перечислению конкретных стран — производителей нефти, не способных в настоящее время заменить «выбывающую» с европейского рынка российскую нефть.
Саудовская Аравия и Объединëнные Арабские Эмираты
На эти две страны приходится львиная доля свободных мощностей нефтекартеля ОПЕК, которые легко доступны — примерно 2,5 миллиона баррелей в сутки. Но крупнейший производитель в лице Саудовской Аравии неоднократно отклонял просьбы Соединëнных Штатов увеличить добычу сверх давней квоты, согласованной с Россией и другими производителями, не входящими в ОПЕК (формат ОПЕК+), и вряд ли прислушается к призывам Европы увеличить добычу.
Аналитики говорят, что потенциальное отклонение текущих поставок от традиционных клиентов арабов Персидского залива в Азии может им дорого обойтись. Это будет возможно только «в рамках гибкости этих долгосрочных контрактов или по соглашению с азиатскими покупателями», подчëркивает Робин Миллс, основатель и генеральный директор компании Qamar Energy в Дубае.
Аналитики считают, что поставки жидкого углеводорода Персидского залива могут быть перенаправлены из Азии в Европу, но это поставит под угрозу зарождающееся стратегическое партнëрство между регионом и его основным нефтеимпортëром — Китаем.
Ирак
Теоретически эта арабская страна может добывать дополнительно 660 000 баррелей в сутки, отмечает Юсеф Альшаммари, генеральный директор и глава отдела исследований нефти в компании CMarkits в Лондоне. В настоящее время иракцы производят около 4,34 миллиона баррелей в сутки, а их максимальная производственная мощность составляет 5 млн. Но межконфессиональные разногласия и политический тупик в Багдаде означают, что на него нельзя полагаться.
Аналитики также предупреждают, что в Ираке отсутствует инфраструктура для увеличения добычи, а инвестиции в нефтяные проекты могут занять годы, прежде чем будут получены плоды.
Ливия
Нефтяные месторождения Ливии регулярно перестают работать из-за продолжающейся политической напряжëнности в этой североафриканской стране. В конце апреля еë Национальная нефтяная корпорация (NOC) заявила, что теряет более 550 000 баррелей в сутки в добыче нефти из-за блокировки основных нефтяных месторождений и экспортных терминалов со стороны «политически недовольных групп».
Один из крупных нефтеперерабатывающих заводов пострадал в результате вооружëнных столкновений. NOC временно отменила форс-мажор на одном нефтяном терминале в начале мая, но сбои остаются серьëзной причиной для беспокойства.
По словам Альшаммари, «почти невозможно полагаться на Ливию» в отношении резервных мощностей, поскольку часть еë производства была остановлена в течение многих лет из-за нестабильности и неоднократных сбоев на ключевых нефтяных месторождениях.
Иран
После совокупных мощностей Саудовской Аравии и Объединëнных Арабских Эмиратов, вероятно, наиболее подготовленным для добавления нефти на рынок является Иран, но он остаëтся под санкциями США, поскольку переговоры о возобновлении ядерного соглашения 2015 года с мировыми державами застопорились .
По мнению аналитиков, Исламская Республика может прибавить на мировом рынке до 1,2 млн баррелей в сутки, если санкции США будут сняты. По оценкам компании Kpler, по состоянию на середину февраля у Ирана было 100 миллионов баррелей в плавучих хранилищах, а это означает, что он может легко добавить 1 миллион баррелей в сутки, или 1% мировых поставок, в течение примерно трëх месяцев.
Но вряд ли США «подпишут плохую сделку с Ираном только для того, чтобы поставить на рынок больше нефти», предупреждают эксперты.
Находящиеся вне Ближнего Востока государства с потенциальными резервными мощностями, включая Нигерию и Венесуэлу, также сталкиваются с проблемами.
Когда говорят, что у страны есть резервные мощности, это означает, что она «способна обеспечить нефтепроизводство в течение 30 дней и бесперебойные поставки на внешний рынок в течение как минимум ещë 90 дней», поясняет Альшаммари. По этой причине запрет на нефть в России может нанести колоссальный ущерб мировой экономике, констатирует он.
Это оставляет Европу с потенциальным американским вариантом поставок чëрного золота. Но даже если США станут качать больше, этого будет недостаточно и они не удовлетворят потребности Европы, потому что американская нефть очень лëгкая.
Большинство фондовых рынков Персидского залива упали в начале торгов во вторник, отражая слабость мировых акций и цен на нефть, при этом саудовский индекс лидирует в снижении, передаëт Reuters.
Азиатские акции упали до минимума почти за два года, так как инвесторы беспокоились о «ядовитом коктейле» из повышения процентных ставок и замедления экономического роста.
Базовый индекс Саудовской Аравии (.TASI) снизился на 1,1%. Цены на нефть упали более чем на 1%, продолжив резкое снижение предыдущего дня, поскольку карантинные ограничения в крупнейшем импортëре Китае, сильный доллар и растущие риски рецессии усилили опасения по поводу перспектив мирового спроса, отмечает британское информагентство.
Евросоюз не сможет свести к нулю экспорт нефти из России, так как это просто нереально и нецелесообразно, как сообщало EADaily, приходит к выводу аналитик Bloomberg Джулиан Ли. Он обратился к позиции Венгрии, Словакии и Хорватии — членов ЕС, выступающих против отказа от российской нефти в течение полугода. Ли пояснил, что НПЗ в этих странах построены специально для переработки российского сырья и поиск альтернативы создаст для них серьëзные проблемы.
Постоянные представители стран Евросоюза не смогли в минувшее воскресенье достичь консенсуса в отношении запрета на импорт российской нефти, основной причиной является несогласие Венгрии.
Напомним, после начала 24 февраля специальной военной операции России по демилитаризации и денацификации Украины коллективный Запад во главе с США и при активном участии Евросоюза, Великобритании, Австралии, Канады и Японии обрушил на Москву санкции, включая отключение части российских банков от международной системы совершения платежей SWIFT.
ЕС ввёл пять пакетов «калечащих» ограничительных мер в отношении России и подготовил шестой. Он предусматривает поэтапный отказ стран блока от импорта российской нефти. США 8 марта установили эмбарго на покупку российских нефти и нефтепродуктов. Великобритания заявила, что поэтапно откажется от энергоносителей из России до конца года.