Вашингтон через прежние рычаги влияния пытается продолжить использование Ливии в своих интересах.
Так, несмотря на то, что Правительство национального единства (ПНЕ) Ливии официально утратило полномочия в конце декабря 2021 года — в день несостоявшихся всеобщих выборов в стране, США откровенно уклоняются от какого-либо воздействия на претворение в жизнь решения парламента этой страны о назначении новым премьер-министром Фатхи Башага, чей кабмин уже получил вотум доверия депутатов и готов к работе. В результате прежний глава ПНЕ Абдель Хамид Дбейба отказался передавать власть преемнику и в стране продолжает сохраняться хаос.
Воспользовавшись этой ситуацией, Вашингтон, через продолжающую пока оставаться министром иностранных дел ПНЕ Наджлу Мануш и постоянного представителя Ливии в Нью-Йорке добился поддержки резолюции Запада на Генассамблее ООН 7 апреля, приостанавливающей работу России в СПЧ. Причем, Ливия стала единственной арабской страной, которая поддержала эту резолюцию.
По мнению бывшего постоянного представителя Ливии при ООН Ибрагима Даббаши, как сообщило издание Adress Libya, глава МИД тем самым явно попыталась заручиться поддержкой США, чтобы уходящее правительство осталось у власти. При этом И.Даббаши не исключил, что госдепартамент США мог дать ливийскому постпреду соответствующие «инструкции» перед этим заседанием.
А между тем, ливийская военная комиссия «5+5» по урегулированию кризиса в Ливии объявила 9 апреля о приостановке работы и обвинила пока еще действующего главу правительства национального единства Абдель Хамида Дбейбу в создании препятствий для её деятельности. В заявлении военной комиссии сказано, что Дбейба препятствовал её работе после получения вотума доверия от Палаты представителей (парламента Ливии) и нарушил своё обещание не баллотироваться на выборах.
Комиссия также обвинила главу ПНЕ Ливии в отказе передавать власть правительству Фатхи Башаги, которое было утверждено парламентом. Указанная совместная военная комиссия ливийских сторон «5+5», в которую вошли пять старших офицеров со стороны ПНЕ и еще пять — из ливийской национальной армии для проведения переговоров о прекращении огня в стране, начала работу в начале 2020 года в Женеве.
С учетом продолжающей оставаться напряженной политической ситуации в Ливии, несколько колонн с вооружёнными людьми и бронетехникой заметили в Триполи. Как сообщил телеканал Al-Arabiya со ссылкой на источники, они могли прибыть в столицу из городов Эз-Завия и Зинтан. «Более трёх вооружённых колонн вошли в ливийскую столицу Триполи с запада и юга», — рассказал собеседник телеканала. О причинах их входа в столицу Ливии пока неизвестно, официальных заявлений от властей тоже ещё не поступало.
В результате указанного, в Ливии резко обострилась обстановка. Представители Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара, работающие в Совместной военной комиссии (СВК) в формате «5+5», приостановили действие соглашения о прекращении огня от 23 октября 2020 года и вышли из состава упомянутой комиссии. В экспертном сообществе считают, что такие заявления чреваты самыми нежелательными для Ливии последствиями – от углубления раскола между востоком и западом до скатывания страны к новой войне.
Старшие офицеры ЛНА, участвовавшие в работе СВК, выдвинули четыре основных требования: остановить экспорт ливийской нефти, перекрыть прибрежное шоссе, которое связывает восточный и западный регионы страны, прекратить сотрудничество и вообще всякие контакты с базирующимся в Триполи Правительством национального единства (ПНЕ) Абдель Хамида Дбейбы, а также прекратить полеты между Киренаикой и Триполитанией.
По сути, речь идет об отказе от важнейших достижений СВК, которых удалось добиться ценой огромных дипломатических усилий за последний период. Представлявшие ЛНА старшие офицеры – члены СВК также обвинили правительство Дбейбы в действиях, препятствующих работе вновь избранного правительства Фатхи Башаги.
На этом фоне ливийская National Oil Corporation (NOC) объявила о прекращении добычи нефти на крупнейшем месторождении страны Эш-Шарара. Днями ранее NOC объявила о прекращении добычи и состоянии форс-мажора на месторождении Эль-Филь, которое полностью обеспечивается электроэнергией от Эш-Шарары. 16 апреля на месторождение Эль-Филь проникла группа лиц и предприняла попытку блокировать его, в результате чего добыча нефти там была полностью остановлена.
После принудительного закрытия месторождения Эль-Филь была полностью остановлена добыча на месторождениях Абу эт-Тифль, Эль-Интисар, Эн-Нахля и Нафура, напрямую связанных с портом Зувейтина. Прекращены производство газа и конденсата на газоперерабатывающем заводе Абу эт-Тифль, остановлены инъекционная установка на месторождении 103D компании “Зувейтина” и производственные мощности газового завода в порту Зувейтина.
В Ливии уже подсчитаны ежедневные потери от остановки экспорта нефти, которые, по сообщению министра нефти и газа в Правительстве национального единства Абдель Хамида Дбейбы — Мухаммеда Аун, составляют $60 млн. Как также было подсчитано, за последние семь месяцев из-за диверсий и актов саботажа на нефтяной инфраструктуре, каждый раз приводивших к остановке добычи углеводородов, экономике Ливии был нанесен ущерб в $90 млрд.
Накануне министр сообщил, что добыча нефти в стране снизилась до 400 тыс. баррелей в сутки, что означает почти 2,5-кратное сокращение. Срыв в цепочке поставок негативным образом в самое ближайшее время отразится на стабильности работы питающихся от газа государственных электросетей, особенно в восточном регионе, рядовые потребители уже скоро столкнутся с дефицитом бытового газа, что, безусловно, повлечет за собой новые волнения населения в стране.
Как заявил на днях блокируемый Соединенными Штатами недавно назначенный глава Переходного правительства Фатхи Башага, «Правительство Дбейбы незаконно пользуется нефтяными доходами и направляет их милициям и вооружённым группировкам, чтобы остаться у власти».
Основные поставки ливийской нефти идут в Европу, в страны преимущественно средиземноморского бассейна. Прекращение поставок из Ливии усугубляет энергетический кризис.
А значит, до тех пор, пока в Ливии не будет эффективной центральной власти (что, учитывая реалии, невозможно до тех пор, пока внешние силы не договорятся о разделе влияния в этой стране, а племена в ментальном плане не повзрослеют до осознания необходимости восстановления центральной власти), о надежности ливийских поставок можно забыть. Как, впрочем, и о прекращении ливийского конфликта.