В ближайшее время внутри Киево-Печерской лавры возможен переворот. Об этом на своей странице в соцсетях сообщил митрополит ПЦУ Александр Драбинко, выступивший за запрет канонической Украинской православной церкви в первые дни войны.
По его данным около 60% монахов монастыря резко осуждают действия России и не хотят поминать во время богослужений Патриарха Кирилла. Другая часть, считает Драбинко, колеблется, так как боится гнева Владыки Павла, наместника лавры и противника предоставления автокефалии Украинской церкви.
Примкнувший к раскольникам священнослужитель говорит, что уверен в проукраинских настроениях братии лавры, которые с каждым днем нарастают и готовы перерасти в бунт. Его итогом, полагает Драбинко, может стать изгнание нынешнего наместника и выборы нового.
Сложно сказать, насколько митрополит ПЦУ владеет ситуацией, но дыма без огня, как известно, не бывает. Особенно, учитывая сильнейшее давление, которое сегодня испытывает каноническая Украинская православная церковь и ее священноначалие.
В то же время в Почаевской лавре, считает тот же Драбинко, ситуация сложнее. Он видит причину в том, что ее наместник Владыка Владимир Мороз по происхождению молдаванин. И 80% монахов в монастыре – его земляки. Не случайно в церковной среде, говорит митрополит ПЦУ, почаевскую братию называют «молдавским царством», что обеспечивает ее сплоченность. Драбинко сокрушается, что Почаев не удастся расшатать изнутри, поскольку его обитатели «не знают, что такое украинский вопрос и чем Украина живет».
Однако, со всей очевидностью можно сказать, что атаки на каноническую Украинскую православную церковь будут усиливаться с разных сторон. На днях экс-президент Украины Порошенко призвал международное сообщество ввести санкции против РПЦ и ее предстоятеля Патриарха Кирилла с формулировкой «за непосредственное участие в военных преступлениях и геноциде украинцев». Понятно, что обвиняя Русскую православную церковь, пятый президент Украины целится в УПЦ МП, которую называет ее филиалом. По словам Порошенко, Украина должна показать пример борьбы с коллаборационизмом в лице священнослужителей, в том числе и высокого ранга, «которые сотрудничают с агрессором, препятствуя объединению общин вокруг ПЦУ».
Ждет своего часа и законопроект о запрете деятельности УПЦ МП и изъятии ее имущества. Свою позицию по нему озвучил на днях спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук, сказав о том, что во время войны нельзя принимать закон, который раскалывает украинское общество. По его словам, вопрос уже обсудили в рамках политических фракций, и решили временно отложить. «Будем разбираться со всеми после победы» – добавил он. Эти его слова напомнили знаменитую фразу нынешнего мэра Днепра Бориса Филатова, сказанную им в 2014-ом: «Нужно давать мразям любые обещания… А вешать мы их будем потом».
В около церковных кругах ходят слухи, что руководству УПЦ МП и лично Блаженнейшему Онуфрию был поставлен ультиматум с четкими указаниями какой должна быть его риторика в отношении действий России на Украине. Говорят, что звучали угрозы нанести удар по Киево-Печерской лавре, а потом обвинить в этом преступлении российские войска. Есть так же мнение, что несостоявшийся Крестный ход из Запорожской области в Мариуполь, к заводу «Азовсталь» – это была инициатива, спущенная Предстоятелю Украинской православной церкви с Печерских холмов. С целью попытаться под прикрытием священнослужителей создать условия для прорыва боевиков. По слухам, в группе из тридцати добровольцев, которые должны были отправиться в Мариуполь, далеко не все были в священниками и монахами. Вполне возможно, ожидалась провокация, жертвой которой мог стать и сам Предстоятель УПЦ МП. Якобы именно по этой причине окружение отговорило Блаженнейшего Онуфрия от участия в шествии.