У России не было никаких гарантий, что Украина не станет членом Североатлантического военного блока. В этих условиях РФ не могла позволить, чтобы историческая российская территория с преимущественно русским населением ушла в Альянс. Тем более, что жители полуострова ясно высказались за то, чтобы быть частью России.
После воссоединения Крыма с Россией прошло 8 лет. И теперь очевидно уже всем: действия России тогда предотвратили на полуострове страшную бойню, которую киевские власти устроили затем в Донбассе.
Программа «Москва. Кремль. Путин» предлагает вспомнить исторические события, связанные с воссоединением Крыма с Россией. (Все выпуски доступны на медиаплатформе «Смотрим»).
— Карательные военные операции, и не одна, их тут же погрузили в блокаду, подвергли систематическим обстрелам из пушек, наносили удары авиацией. Это все и есть то, что называется «геноцид», считает Владимир Путин.
Президент России отмечает, что в Крыму могли произойти события, еще более трагические, чем в Одессе, где людей сожгли заживо.
— Мы гордимся вашим мужеством, смелостью, уважаем то, как вы через годы и поколения пронесли любовь к Отечеству. Но и Родина-мать открыла вам широкие объятия и приняла в свой дом, как родных дочерей и сыновей.
Президент говорит, что решения его были приняты окончательно после того, как стали ясны настроения людей.
— Мы ведь не готовились к такому развитию событий. И только после проведения первых социологических опросов, которые мы провели, прямо скажем, скрытно, но достаточно были близки эти цифры к реалиям, стало ясно окончательно, что наша линия поведения выбрана правильно.
«Будущее Крыма определили люди, которые живут на этой территории. Они проголосовали за воссоединение с Россией. Всё, точка!» – говорит Путин.
Из беседы президента с французами, Сочи. 2016 год.
— Что вы подразумеваете под словом Крым?
— Изменение границ.
— А я под этим понимаю людей. 2,5 миллиона человек. Это люди, которые были встревожены госпереворотом на Украине.
До 2014 года Россия, хоть это и было, мягко говоря, очень непросто, работала с каждым правительством на Украине.
— И готовы были и дальше работать! И никакие действия в отношении Крыма нам даже в голову не приходили. Но что произошло в 2014 году? Госпереворот! Кровавый! Людей убивали и сжигали. Нас поставили в ситуацию, когда мы не могли поступать иначе.
«Мы разве какие-то операции в Крыму или где-то еще проводили с нормальной страной и с нормальной властью? Нет. Никогда этого не делали. В голове этого даже не держали. Но зачем же западные страны поддержали государственный переворот? С этого момента для нас власть на Украине, источник власти – госпереворот, а не воля народа. Власть захватили силой, вооруженным путем, с кровью», – напоминает Путин.
— Угрозы в отношении русскоязычного населения были абсолютно конкретными и осязаемыми. Именно это побудило народ Крыма задуматься о своем будущем и обратиться к России за помощью. Россия никогда не планировала никаких аннексий и никаких военных действий в Крыму. Никогда. Наоборот, мы исходили из того, что мы будем строить наши межгосударственные отношения с Украиной, исходя из сегодняшних геополитических реалий. Но мы также всегда думали и надеялись на то, что наши люди, русские, русскоязычные граждане, будут проживать в комфортных для себя политических условиях, комфортной обстановке. И не будут никак притесняться. Им не будут угрожать.
«Госпереворот совершили, с нами разговаривать не хотят. У нас какие мысли? Следующий шаг – Украина в НАТО, нас никогда об этом не спрашивают и диалога с нами нет, никакого диалога: говорят, не ваше дело, вас не касается», – заявил президент.
И это же не были просто российские домыслы. Киев и Вашингтон еще до госпереворота зондировали почву: как Россия отнесется ко вступлению Украины в НАТО?
— Вот представьте себе, город нашей российско-украинской боевой морской славы Севастополь, и там база НАТО. Как эмоционально это будет восприниматься на Украине и в России? Вы отдаете себе в этом отчет?
«Руководство Украины взяли и подписали бумажечку на начало процесса присоединения. Но если это делается в таком явочном режиме, то в таком же явочном режиме, никого не спрашивая, могут быть поставлены там и базы, и какой-нибудь четвертый или пятый район ПРО. А нам-то что делать тогда?» – такой вопрос уже давно задал российский президент.
Госпереворот в Киеве был совершен с яркой антироссийской окраской, и дальнейший ход событий был легко предсказуем: Украина форсированно вступает в НАТО, из Крыма выгоняют российский Черноморский флот.
— И если бы это произошло, то имело бы серьезные геополитические последствия для нашей страны. Россия по факту была бы вытеснена из Причерноморья.
— То есть по сути все, за что Россия боролась, начиная с петровских времен, а, может, и пораньше, историки знают лучше, чтобы все это фактически было вычеркнуто.
— Они что думают, что мы так и будем сидеть, сложа руки? Безвольно смотреть на то, что вокруг нас происходит.
— Я с трудом представляю себе, что мы будем ездить к морякам НАТО в Севастополе. Они отличные ребята, но пусть лучше они к нам в гости приезжают, а не мы к ним.
— У нас не было никаких гарантий в том, что Украина завтра не станет членом Североатлантического военного блока. В этих условиях позволить, чтобы историческая российская территория с преимущественно русским населением ушла вот туда, в какой-то международный альянс, при том, что сами жители Крыма хотят быть частью России? Извините, по-другому поступить мы не могли.
— Все делалось, что называется, с колес. Исходя из реально складывающей ситуации и требований текущего момента. Но исполнялось в высшей степени профессионально. Более того, до последнего момента, до последнего дня я в той речи, которую потом произносил в Кремле, не писал последней фразы.
Принять Крым и в Севастополь в состав Российской Федерации. Из обращения Владимира Путина 18 марта 2014 года.
— Потому что я ждал результатов референдума, объясняет Путин.
«Решение о проведении референдума принял абсолютно легитимный представительный орган власти – парламент Крыма. Избранный, кстати говоря, по украинскому закону несколько лет назад, кто бы чего ни говорил. Люди шли на выборы там, как на праздник!» – говорит Путин.
— После тяжелого изнурительного плавания Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань – к родным берегам, в порт постоянной приписки, в Россию!
«Крым в соответствии с волеизъявлением людей является частью Российской Федерации», – твердо отвечает на все нападки президент.
По словам Путина, «вернуть» Крым Украине, это все равно, что отказаться от самих себя, это невозможно. «Все, решение принято, оно носит необратимый характер», – говорит он.
— Дело в том, что мы защищаем свою самостоятельность, свой суверенитет и право на существование. Вот это мы должны все понять! Мы хотим сохраниться и бороться, пройти через это или мы хотим, чтобы нашу шкуру повесили на стенку? Вот у нас какой выбор! И Крым здесь ни при чем!
Тогда многим эти слова могли показаться слишком резкими. Но ведь сейчас Запад уж точно показал истинное лицо.