Подводный аппарат ВМС Колумбии сделал сенсационную находку: через три века наконец-то обнаружен испанский галеон «Сан Хосе» с золотом. Кто его потопил? Об этом позже. Главное – здесь всегда были бои между великими державами.
Но когда президент и вице-президент США Байден и Харрис на саммите обеих Америк предоставили слово премьер-министру в общем-то крохотной страны Белиз, выяснилось, что теперь такое, как у США, великодержавие уже никого не останавливает. Во-первых, никакого подобострастия.
«Мы собрались в «городе ангелов» – городе, который отражает лучшее и худшее обеих Америк. Это город, где у слишком многих есть даже слишком всего, а у многих – слишком мало», – заявил премьер-министр Белиза Джон Антонио Брисеньо.
Лос-Анджелес, где проходил саммит – в переводе «Ангелы». В переводе, кстати, с испанского – Los Ángeles. И латиноамериканцы теперь открыто спрашивают: а кто здесь ангел? Итак, во-вторых.
«За какие-то три месяца две страны этого полушария передали Украине 55 миллиардов долларов. Вопрос в том, сколько будет выделено для финансирования амбициозных программ, согласованных на этом саммите», – продолжил премьер Белиза.
Для справки: уже годами Конгресс США согласовывает какие-то несчастные 4 миллиарда на стабилизацию Центральной Америки. А именно центральноамериканские мигранты – Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Эль-Сальвадор – это костяк самого большого в этом году каравана, который в эти часы бредет к США через Мексику.
Совпадение или нет, что лидеры перечисленных стран сами отказались от приезда в Лос-Анджелес? Но были и такие, кого не звали. И интересный поворот – визит венесуэльского Мадуро в эти же часы к Эрдогану, который явно был рад воспользоваться всей этой сумятицей.
Портал испанского CNN отмечает: кажется, визит был организован в последнюю минуту. Согласно венесуэльскому законодательству, глава государства должен получить разрешение Конгресса на поездки за границу с официальными визитами. Национальное собрание, контролируемое Мадуро, подтвердило разрешение во вторник вечером, через час после того, как президентский самолет приземлился в Анкаре.
Но в Лос-Анджелес приехал президент Аргентины. Правда, приехал с заданием: как председателю Сообщества стран Латинской Америки ему было поручено раскритиковать Байдена за то, что тот вообще не позвал Венесуэлу, Никарагуа и, конечно, Кубу.
«Куба переносит более чем 60-летнюю блокаду, введенную еще в годы холодной войны», – говорит президент Аргентинской Республики Альберто Фернандес.
А вокруг Кубы – еще полтора десятка островных государств, которые составляют большинство членов Карибского сообщества. Там сейчас председательствует тот самый Белиз. Премьер-министр Белиза Джон Антонио Брисеньо, обращаясь к Байдену, был еще прямолинейнее.
«Пришло время, господин президент, отменить блокаду!» – заявил он.
А аргентинец продолжил: «Теперь блокада – и против Венесуэлы. И это в то время как пандемия, опустошающая человечество, уносит с собой миллионы жизней».
Опять же для справки: помните ту буквально рыдавшую от счастья аргентинскую стюардессу? На пике пандемии именно с Аргентины началось шествие по региону российской вакцины «Спутник». А теперь…
Вернемся к подводной съемке. На ней видно: еще три века назад на галеоне «Сан-Хосе» были и китайские товары. А сейчас во многих странах Латинской Америки КНР уже опередила США как главный торговый партнер.
Слово нашему знакомому политологу из Эквадора – страны, которая сейчас весьма лояльна США, но в пандемию…
«Вы посмотрите на успешный результат, который эквадорские власти получили по вакцинации. Это – следствие прагматичного согласия получить помощь от Китая. Конечно, каких-то аналитиков это заставляет говорить: «Да вы стали союзниками китайцев!» Нет-нет, это не так!» – говорит директор Центра социальных и глобальных проблем Андского университета имени Симона Боливара Марко Ромеро Севальос.
С противоположного конца континента, из Буэнос-Айреса, вторит знаменитый телеведущий Виктор Уго Моралес: «Мы не являемся колонией ни России, ни Китая, ни Соединенных Штатов».
А сейчас все еще комплекснее. «Им предстоит неловкая встреча», – написали в агентстве Reuters, еще только анонсируя еще одни переговоры на саммите.
Бразильский президент Болсонару тоже доехал до Лос-Анжелеса. Но, во-первых, в самый канун повторил: он считает, что Байден украл победу у Трампа. Байдену, наверное, обидно, но он предлагает бразильцам и аргентинцам другой передел – наладить совместное производство удобрений. Но не его ли санкции нарушили вполне себе стабильные поставки таких удобрений из России?
И вновь – на дно Карибского моря: тот испанский галеон с золотом был ведь потоплен англичанами. А они тут при чем? Итак, что и как еще устроено в обеих Америках?
Если за кормой аргентинский Буэнос-Айрес, то впереди по курсу скоро будет гора. На том берегу она одна такая посреди равнины. Вот, завидев эту примету, моряки прошлого и кричали: «Вижу гору!». То есть: «Монте видео!».
Так и стали называть этот город. Но что еще здесь видно? В самом центре столицы латиноамериканского Уругвая – англиканский храм. Дальше – нечто вообще невообразимое: вроде Латинская Америка, а бюст – Черчиллю.
А вот теперь самое интересное. За спиной – памятник Черчиллю. Разворачиваемся – вид-то на Аргентину!
А может быть, на те спорные острова Южной Атлантики, которые в Аргентине называют Мальвинскими – и в принципе Уругвай поддерживает эту позицию, – но занимающие их британцы величают Фолклендскими? И вот, пожалуйста: именно Фолклендами – это единственное такое место во всей Южной Америке – они названы и в еще одном англиканском храме в Монтевидео.
Еще здесь довольно помпезная стела в честь королевы-англичанки Виктории. А отсюда начинается совершенно уникальное кладбище – в свое время единственное некатолическое в Монтевидео.
Это, как его официально называют, Британское кладбище появилось в очень интересную эпоху. Итак, в 1806 году Наполеон объявил Британии так называемую континентальную блокаду. Англичане в наполеоновской Европе были арестованы, их имущество конфисковано. Ничего не напоминает? Еще знакомый сюжет: запрещался импорт британских товаров, а для соответствующих судов – заход в европейские порты.
«Экономические войны никогда не меняются. К примеру, вчера Наполеон останавливал британские корабли, сегодня другие корабли останавливают США», – говорит геополитический аналитик, политический консультант, писатель Эмануэль Пьетробон.
Этот наш собеседник в канун нынешнего саммита Америк выдал, наверное, самую удивительную статью.
Под нынешний саммит – интереснейшая публикация клуба «Валдай» о том, как Британия тогда, напротив, совершила рывок: она отвернулась от Европы и отправилась – куда вы думаете?
«Я считаю, самым важным уроком континентальной блокады является следующее: побеждает не самый сильный, а самый умный. Да, англичане тогда наладили контрабанду через тогдашние мягкие европейские границы, но они также пошли в обе Америки», – говорит Эмануэль Пьетробон.
Даже по архитектуре видно: уж где-где, а в таких странах, как Уругвай и Аргентина, британцы тогда еще как развернулись. В Буэнос-Айресе – до сих пор мгновенно узнаваемые британского образца почтовые ящики и телефонные будки. А есть и целый квартал, который так и называется – Barrio Ingles, Английский район. Он был построен в 1925 году, рассказывает смотритель в фуражке английского образца.
Да – больше века продержались тогда здесь британцы. Подвели же они себя, когда в Великую депрессию закрылись от тех, кого приручили, а открылись культурно близким. Пожалуй, с этого начался закат Британской империи.
«Как мне кажется, у России намного больше преимуществ, чем было в свое время у британцев. К примеру, они были зависимы от поставок европейского продовольствия, а вы – нет, – говорит Эмануэль Пьетробон. – У вас сейчас возможность, которая дается раз в жизни – ускорить переход на другие рынки. Но помните: как только экономическая война закончится, вы не должны открывать свою экономику Западу, в противном случае вы снова окажетесь зависимы от него. Вы должны открыть свои рынки по всей Азии, а также в Африке и по «глобальному Югу». Вам необходимо усилить свое партнерство с БРИКС, и в случае успеха вы можете попытаться расширить формат БРИКС. И, безусловно, вы должны улучшить и объединить отношения со странами Евразийского экономического союза».
Каковы еще уроки того времени? Александр Ионин, российский посол в Рио-де-Жанейро, приехав в Монтевидео и осознав степень влиятельности британской общины, уезжая из Монтевидео, решил оставить здесь вместо себя консулом Российской империи англичанина.
То был создатель того самого англиканского храма. Наверное, такое вряд ли повторится.
Но поучительны и обстоятельства нынешнего саммита в Лос-Анджелесе: ведь из лидеров 35 суверенных государств Западного полушария к Байдену приехали только 20. Многие не прочь изучить сейчас новые глубины.