Энергетическая «незалежность»: Польша собралась выпрашивать газ у Литвы

Годовое потребление природного газа в Польше в последнее время составляет около 20 миллиардов кубометров в год — ожидалось, что оно вырастет до 22-23 миллиардов, но COVID-19 внес корректировки

В среду, 27 апреля, официальный сайт «Газпрома» опубликовал сообщение, которое позволило уже не ссылаться на новости из всевозможных западных СМИ. «По состоянию на 26 апреля «Газпром экспорт» не получил платежи за поставки газа в апреле от компаний «Булгаргаз» (Болгария) и PGNiG (Польша) в рублях. Платежи за газ, поставляемый с 1 апреля, должны осуществляться в рублях с использованием новых реквизитов, о чем контрагенты были своевременно проинформированы. В связи с этим «Газпром экспорт» уведомил «Булгаргаз» и PGNiG о приостановке поставок газа начиная с 27 апреля и до момента осуществления оплаты в соответствии с порядком, установленным Указом Президента России № 172 от 31 марта 2022 года».

Нет рублей — не будет газа

Лаконично и максимально точно — обратите внимание, что указаны совершенно конкретные компании, не выполняющие условия указа № 172, нет ничего похожего на «Россия прекратила поставки газа в Польшу и в Болгарию». Есть контракты, в которых предусмотрен порядок платежей, есть и соответствующие действия: евро и доллары, перечисленные «Булгаргазом» и PGNiG на счета «Газпром Экспорта», возвращены отправителям. Вот и ставим галочку: «Газпром» не намерен нарушать указ президента — он вступил в действие с момента официальной публикации, российский концерн четко выполняет российское законодательство. Никакой шантаж со стороны европейских компаний, предпочитающих свои экономические интересы исполнению антироссийской политики Евросоюза, не прошел. Те, кто сомневался, что все будет выглядеть именно так, могут огорчаться, а те, кому это не нравится, — возмущаться на любых языках и с любых трибун.

В очередной раз приходится удивляться тому, какая информация обрушилась на наши головы после того, как «Газпром» расставил все точки над i. Заявления руководителей PGNiG, многократно продублированные сотнями СМИ без малейших попыток анализа, если коротко, выглядело следующим образом: компания готовилась к таким действиям «Газпрома заранее», все под контролем, нет причин волноваться. Объемы газа в наших подземных хранилищах находятся на рекордных отметках в 76 процентов от максимума, СПГ через терминал «Свиноуйсьце» позволяет решить проблемы подготовки к отопительному сезону, а осенью будет принят в эксплуатацию магистральный газопровод Baltic Pipe мощностью десять миллиардов кубометров, что вообще снимает все проблемы. Для чего эта «доза успокоительного» требуется PGNiG и польским политикам —очевидно, их электорат должен испытывать спокойствие и гордость за своих «мудрых руководителей», а вот по какой причине те же аргументы повторяют российские СМИ, у меня ответа нет. Предлагаю обратиться к цифрам и фактам.

Польша — подземные хранилища, терминал, собственная добыча

Годовое потребление природного газа в Польше в последнее время составляет около 20 миллиардов кубометров в год — ожидалось, что оно вырастет до 22-23 миллиардов, но COVID-19 внес корректировки. На территории Польши обустроены семь ПХГ: Вежховице, Косаково, Могильно, Стахочина, Бжежница, Гусув и Сважув. Официальный сайт PGNiG любезно сообщает, что общий активный объем хранения составляет 3,175 миллиарда кубометров, и, следовательно, те самые 76 процентов заполненного объема — это 2,4 миллиарда кубометров. Даже с учетом растущей по весне температуры воздуха этого хватит не более чем на два месяца — если, конечно, не отключать крупных промышленных потребителей, среди которых, к примеру, керамический завод «Болеславец», КГХМ «Польская медь», комбинат азотных удобрений «Пулавы» и другие.

Собственная добыча газа на территории Польши в доковидном 2019 году составила 5,67 миллиарда кубометров, из которых один миллиард — попутный нефтяной газ, использование которого при производстве энергии требует предварительной подготовки. Следовательно, объем добычи «чистого» природного газа компанией PGNiGсоставляет не более пяти миллиардов кубометров в год. Ровно таков же максимальный объем природного газа, который энергетика Польши может получить через терминал «Свиноуйсьце».

Вот только этот терминал никогда еще не работал на 100 процентов своей проектной мощности, рекордная отметка в 3,8 миллиарда кубометров была достигнута в 2020 году, когда стоимость СПГ рухнула до минимальных отметок. Ожидать, что в этом году регазификация на «Свиноуйсьце» вырастет, можно только теоретически — спрос растет во всем мире, предложение продолжает отставать.


Baltic Pipe и газовая арифметика для Польши

Если верить заявлениям PGNiG, МГП Baltic Pipe действительно должен быть готов к эксплуатации осенью, но подробность о том, что это будет ноябрь, польские предприниматели застенчиво забывают упомянуть. Отопительный сезон в Польше, напомню, начинается в середине октября, так что опоздание гарантировано даже в самом оптимистичном варианте. Проектная мощность Baltic Pipe действительно составляет 10 миллиардов кубометров в год, но и тут есть нюанс: 20-летний договор бронирования мощности, подписанный PGNiG в 2019 году с операторами проекта, предусматривает 8,5 миллиарда кубометров. Если внимательно изучить проект этой газовой магистрали на официальном сайте, то легко обнаружить удивительный момент — в качестве ресурсного источника указан магистральный газопровод Europipe II. По нему газ, добываемый дочерними предприятиями государственной норвежской компании Equinor на месторождениях Северного моря, поставляется в Германию.

Первый вывод очевиден: тот газ, который PGNiG будет получать по Baltic Pipe, не поступит в Германию, то есть общий объем экспорта природного газа в страны ЕС не изменится. Следовательно, ввод в эксплуатацию Baltic Pipe никакого влияния на уровень цен на европейском газовом рынке не окажет, зависимость ЕС от российского газа не уменьшит. Что касается поставок газа по Baltic Pipe в саму Польшу, то и тут не все так однозначно — идти они будут на основании договоров, которые PGNiG заключила с теми самыми дочерними предприятиями Equinor. Каждый из этих контрактов предусматривает собственный календарный график, и по ним в следующем, 2023, году PGNiG имеет право поставить в свою страну 2,8 миллиарда кубометров. Вот, собственно, и вся «польская газовая арифметика» на предстоящий год: пять миллиардов кубометров собственной добычи PGNiG, 2,8 миллиарда кубометров поставок по Baltic Pipe и более-менее реалистичные 3,5 миллиарда кубометров в виде СПГ через «Свиноуйсьце». Итого — от 11 до 12 миллиардов кубометров при спросе 20 миллиардов.

«Европа — это Украина»

Рецептов, которые позволят справиться с грядущим дефицитом, у Польши не так много. Один уже описан — закрывать крупные промышленные предприятия или кратно снижать объемы выпускаемой ими продукции. Второй тоже очевиден — наращивать до максимальных объемы выработки электроэнергии на имеющихся в этой стране угольных электростанциях. Правда, это будет идти вразрез со всеми зелеными планами как самой Польши, так и Евросоюза, но кто станет обращать внимание на такие мелочи в такое замечательное время?..

Кроме того, в этом году будет введен в строй еще один МГП – GIPL, Gas Interconnector Poland – Lithuania, годовой мощностью 2,5 миллиарда кубометров. Он позволит поставлять в Польшу газ с литовского регазификационного терминала Independence, вот только на сегодняшний день нет достоверной информации о том, будет ли литовская компания Amber Grid покупать газ у «Газпрома» за рубли. МИД Литвы еще 2 апреля заявил, что делать этого не станет, но заявления европейских политиков принимать не то что на веру, но даже во внимание нет ни малейшего смысла.

Предсказания — занятие неблагодарное, так что гадание о том, сколько именно газа сумеет выпросить польская PGNiG у литовской

Amber Grid, — удел руководства этих компаний. В любом случае результат известен — имеющиеся у PGNiG возможности по добыче и импорту природного газа не могут удовлетворить спрос без реэкспортных поставок из Германии. Следовательно, лозунг времен пресловутого киевского майдана «Украина — это Европа» начинает воплощаться в жизнь: европейское государство Польша в газовой отрасли действует четко по украинским лекалам.


Девиз Петра Порошенко «Прикрути!» получил польский аналог: «Мы не будем покупать газ за рубли!». А далее следует неизбежное — приобретение того же самого российского газа у европейских посредников по завышенным ценам. Польским потребителям предстоит доплачивать либо немецким, либо литовским компаниям — политики этого государства понимают слово «независимость» именно таким образом. Театр абсурда в Европе не гасит огни.