Западная Украина без нацизма – это Рутения

На Украине слово «сепаратист» прочно приклеено к Донбассу и Крыму, хотя самым главным сепаратистом на Украине является сама Украина

Идеолог интегрального украинского национализма Дмитрий Донцов ещё в начале ХХ в. писал: «Мы должны воспитывать нашу молодёжь в духе сепаратизма». Отделение от России Украина, она же бывшая Малороссия, считала правильным, а слово «сепаратист» – патриотическим комплиментом. Но когда кто-то хочет отделиться от Украины, киевские власти грозят уголовной статьёй за сепаратизм.

Сепаратистские настроения есть не только на юго-востоке Украины, но и на западе. Польский журнал Myśl Polska («Польская мысль») опубликовал интервью с директором Института западноукраинских исследований, уроженцем Черновцов Олегом Хавичем, известным сторонником независимости или, в крайнем случае, автономии Западной Украины.

Хавич признаёт, что самостийная Украина существует благодаря внешним силам, в том числе, России. Как только Россия перестала мириться с её существованием, Украина затрещала по швам. Количество приверженцев западноукраинской самостийности невелико, потому что «евромайдан» стал для западноукраинских националистов социальным лифтом. Выходцы с Западной Украины заняли многие руководящие посты в стране и начали всю Украину превращать в вариант Западной Украины, подавая шухевичей и бандер в качестве героев, москалей и русский язык – в качестве врагов и т.д.

При этом сразу проявилась ментальная разница между «западенцами» и «схидняками». Очевидно, что мирно сосуществовать в одном государстве им сложно. Слишком латинизированы «западенцы» шестью веками пребывания под польско-католическим господством и слишком много русско-византийского в «схидняках».

Выход – учредить независимую или автономную Рутению на территории Буковины, Закарпатья, Волыни, Галиции и Подолья. Это было бы государство с 10 млн. жителей и двумя АЭС (в Хмельницком и Ровно). Это будет т.н. Большая Рутения. В противном случае нужно создать федеративную Малую Рутению, ограничив её территорию Закарпатьем, Восточной Галицией и Северной Буковиной. Эти регионы слишком разнятся культурно и ментально, чтобы Малая Рутения (как и Большая) была унитарным государством.

Рутения – латинизированное название Западной Руси, т.е. современных западноукраинских земель. Её жителей латинский Запад называл рутенами (русинами). Сами рутены-русины ещё вплоть до XIX в. считали себя русскими, галицкий писатель Богдан Дедицкий русином называл Ломоносова. Для многих в Западной Руси слова «русский», «русин» или «рутен» были синонимами. Со временем под напором агрессивной ассимиляции, проводимой поляками и австрийцами, сторонников единства с Москвой становилось всё меньше, и сейчас мы видим, что бывшая Рутения, сиречь, Западная Украина, превратилась в русофобский отстойник.

Федеративная Рутения таким отстойником быть не должна, полагает Хавич. Культ ОУН-УПА и дивизии СС «Галичина» в таком государстве недопустимы, а сама Рутения должна подвергнуться денацификации по образцу послевоенной Германии. В результате денацификации граждане Рутении должны быть проинформированы о преступлениях украинских нацистов в 1941-1953 гг. на Западной Украине и неонацистов в 2014-2022 гг. в Донбассе.

От Киева такая Рутения должна дистанцироваться как можно дальше, потому что нацификацией управляют и используют в своих интересах центральные власти. Антифашистская и нейтрально дружественная к России Рутения – таков образ этого государства предлагает Хавич.

Несомненно, успешная реализация этой идеи значительно снизила бы градус внутреннего противостояния в самой Украине, избавив её от «бандеровского инкубатора», каковым является нынешняя Западная Украина. Но процесс денацификации Западной Украины был бы крайне непростым и достаточно продолжительным. Неонацистские смыслы, к сожалению, въелись в душу многих жителей региона, стали неотъемлемой частью патриотического дискурса.

Многие западные украинцы не знали бы во что верить и кого считать героем, если забрать у них культ Бандеры и Шухевича. Ликвидация этого культа произвела бы идеологическую пустоту, в которой многие ощущали бы себя как в невесомости, то есть не имели бы чётких социально-нравственных ориентиров. Поэтому создание принципиально нового патриотического дискурса, с учётом современных геополитических реалий, станет насущной задачей властей такой Рутении.

Появиться ли она когда-нибудь на карте мира или останется голой абстракцией, сказать сложно. На Украине, где уже нет Донбасса и Крыма и, вероятно, не будет скоро всего Юго-Востока, доля носителей «западенской» культурно-политической идентичности возрастёт. Процент желающих отделиться от Украины в западных областях страны растёт в моменты, когда «западенцы» чувствуют себя идеологическим меньшинством.

Сейчас они таковым себя не чувствуют, соответственно, процент сторонников Рутении очень мал. Но сам факт, что западноукраинские интеллектуалы задумываются над денацификацией Западной Украины, уже радует. Пусть они пока в меньшинстве, но их идея жива и пульсирует актуальными смыслами.

В 2013 г. никто не мог предположить, что через год вместо украинского Крыма будет Крым российский, вместо Донецкой и Луганской областей – ДНР и ЛНР. До 24 февраля 2022 г. никто не думал, что в Херсонской и Запорожской областях будут ходить рубли вместо гривен (хочется верить, что это явная перспектива вхождения этих регионов в состав Российской Федерации).

В турбулентном ХХІ в. всё меняется очень быстро, может поменяться и обстановка в Западной Украине. И даже если сейчас независимая Рутения не существует, мысль о ней должна существовать, дабы служить альтернативой убогой идеологии украинского неонацизма бандеровского толка, свившего на Западной Украине своё логово.