Украинский план Маршалла – мост в никуда

Спецоперация на территории Украины набирает обороты, а режим Зеленского уже строит планы великого восстановления и так называемого украинского плана Маршалла (по аналогии с принятым в 1947 году планом восстановления европейских стран Джорджа Маршалла, госсекретаря США).

По истечении двух месяцев военных действий на территории Украины разрушены 23 тысячи километров дорог, многие сотни инфраструктурных объектов, мосты и железнодорожные линии. Что будет дальше и каких последствий еще стоит ждать, не знает никто, но власть в лице министра инфраструктуры Алексея Кубракова считает, что самое время все восстанавливать. Об этом он сказал в эфире Всеукраинского телемарафона. Зачем такая спешка, если полномасштабная спецоперация продолжается, вопрос риторический. Пока Запад готов выделять Украине средства, нужно этим незамедлительно воспользоваться. Министерство совместно с Киевской школой экономики уже подсчитало: по предварительным подсчетам только на ремонт дорог понадобится $100 млн. А в целом потребность в восстановлении инфраструктуры Кубраков оценивает в сумму около $600 млрд. долларов. При том, что по данным Всемирного банка потери Украины составляют примерно $60 млрд.

Безусловно, власть объясняет свои действия исключительно желанием помочь жителям пострадавших регионов поскорее восстановить нормальную жизнь – наладить транспортное сообщение, работу инфраструктуры и т.п. «Мы должны уже сейчас заботиться о людях, переживших страшную трагедию. Организовать для них базовые вещи и начать восстановление разрушенного жилья с помощью государства. Как сказал наш президент, мы компенсируем каждый утраченный метр, и уже начинаем это делать», – отрапортовал министр инфраструктуры.

Чего стоят обещания чиновников о компенсациях, наглядно иллюстрирует ситуация в Буче, чья трагическая история на весь мир распиарена украинскими и зарубежными СМИ. По словам украинской власти в лице Зеленского, скорейшее восстановление этого «города-мученика» значится под номером один в списке приоритетов. В то же время, жители Бучи, чьи дома пострадали во время обстрелов и были разграблены мародерами, до сих пор не получили от государства ни копейки помощи.

Вот информация из первых уст, от человека который вместе с семьей больше трех недель находился в подвале под обстрелами. Выбирались из города самостоятельно – в автобусах, предоставленных для эвакуации, мест на всех не хватало, а личный автомобиль был изрешечен осколками и превратился в груду металла. Благодаря друзьям мужчине удалось эвакуировать семью в Хмельницкую область, где им дали угол в старой сельской хате. А три недели назад молодой человек вернулся, чтобы потихоньку налаживать жизнь. Добирался трое суток, на перекладных. Где пешком, где на попутной, – таксисты с начала военных действий совсем озверели с тарифами.

Увидев свой дом, чуть не заплакал – три огромных дыры от попадания снарядов – в крышу, окно и в стену. Пристроенную к дому веранду снесло напрочь. В комнатах все вверх дном – похозяйничали мародеры. У порога обнаружил растяжку от сработавшего взрывного устройства. В первые дни, говорит, не было ни света, ни газа, ни воды. Спасибо волонтеры помогали с продуктами.

Решив ремонтировать дом, обратился к местным органам власти, и получил ответ: «Ждите, пришлем комиссию». Комиссия прибыла через неделю. К тому моменту мужчина стал самостоятельно заделывать дыры в стенах, используя обломки разрушенной веранды. Осмотрев помещение и высказав свое сочувствие, члены комиссии предложили помощь: частично компенсировать установку новых окон или выдать бесплатно три метра пленки на то, чтобы их временно закрыть. На остальное, как было сказано, в бюджете денег нет. Поинтересовался, возможны ли вообще какие-то компенсации на восстановление дома и на утраченную машину. Получил ответ, что на транспорт компенсация не положена, а по поводу жилья, надо ждать репараций от России. Попросил помочь хотя бы с дровами – в доме холодно, отопления нет. Но комиссия только развела руками, предупредив, чтобы не вздумал идти за дровами в лес – там можно напороться на мины.

Наутро соседи сообщили, что разбитые машины велено убрать с улиц. Достал из своего «опеля» нехитрый уцелевший скарб, оплатил эвакуатор, и отвез автомобиль на кладбище техники. Когда прощался со своим кормильцем, заметил припарковавшийся рядом автобус. Из него высыпала группа иностранцев с сопровождающим, который начал громко рассказывать им на английском языке историю «расстрелянной Бучи».

По состоянию на 28 апреля света в Буче по-прежнему нет, вода с перебоями, но уже появилась телефонная связь. Магазины и аптеки не работают. Несмотря на то, что временный мост, связывающий Бучу с Киевом, уже неделю функционирует, гуманитарную помощь перестали подвозить, и даже хлеб не привозят. Хотя склады, говорят бучанцы, забиты продуктами и лекарствами. Но их берегут впрок, для армии. Раз в день, правда, в центр города приезжает частная лавка, но цены на продукты в ней заоблачные – в 3-4 раза выше, чем в Киеве. Как говорится, кому война…

Если бы у жителей Бучи было электричество или интернет, они бы узнали, что президент Зеленский на днях издал указ о создании Национального совета по восстановлению Украины от последствий войны. Заявил об этом, как всегда, громко и пафосно. После чего вмиг активизировались персоны, имевшие ранее отношение к украинским финансам – Наталья Яресько и Тимофей Милованов, желая поучаствовать в большом дерибане. Из чего можно сделать вывод, что украинский план Маршалла, если он будет запущен, ждет судьба легенды коррупционного долгостроя – печально известного Подольского моста в Киеве.

Этот мост – почти ровесник украинской Независимости. Он сооружается с 1993 года, с ежегодным вливанием в его строительство миллиардных бюджетных средств. Говорят, что по затратам на сооружение – это самый дорогой мост в Европе. Притом, что он не является рекордсменом ни по размерам, ни по технологическим особенностям. Но самое интересное, что проект этой стройки века в течение тридцати лет так и не был утвержден. До сих пор никто не знает где конкретно на левом берегу Киева он будет достраиваться. Вроде бы на Русановских садах, но возможно и дальше. А еще его называют «мостом в никуда», потому что никаких транспортных проблем мегаполиса он принципиально не решит.

Очевидно, что на такой же «долгострой» украинский режим рассчитывает в вопросе восстановления Украины. Неслучайно тот же министр инфраструктуры Алексей Кубраков напомнил с телеэкрана зрителям: «Я хочу, чтобы ни у кого из вас не было иллюзий. Эта история надолго. Отныне мы всегда будем жить с пониманием, что россияне могут вернуться».