США склоняют Монголию на сторону Украины

Население и власти большинства стран, не входящих в пресловутый «золотой миллиард», либо поддержали операцию ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины, либо заняли позицию дружественного нейтралитета. Это Китай, Индия, Индонезия, Таиланд, Вьетнам, ОАЭ, Катар, Сирия, Ливан, Алжир, Аргентина, Бразилия, Куба, Венесуэла, Никарагуа и т.д. Но в соседней и исторически близкой нам Монголии происходит нечто совсем другое.

Советское время было периодом боевого и культурного братства советского и монгольского народов. В 1939 г. советская армия помогла монголам одолеть японцев в битве на Халхин-Голе. В 1941 г. Монголия в знак благодарности объявляет войну фашистской Германии и начинает поставки необходимой продукции для нужд фронта. После 1945 г. Монголию называли «шестнадцатой республикой Советского Союза», настолько она была близка нам. После 1985-го на фоне ослабления советского строя начинается переосмысление монгольским обществом отношений с Москвой.

С распадом СССР Монголия заняла позицию непререкаемого нейтралитета, развивая отношения одновременно и с Москвой, и с её геополитическими оппонентами. О монгольско-российском единении речи уже нет. Внешнеполитический курс могольского государства заключается в равновесном сотрудничестве с максимально возможным количеством суверенных государств при одновременном отказе от участия в блоках, направленных против двух главных соседей – России и Китая. Чтобы не провоцировать китайцев, Улан-Батор сразу отказался от претензий на Внутреннюю Монголию, которая входит в состав КНР и где проживает более 4,2 млн.монголов, в то время как в самой Монголии их 3 млн.

Монгольская политика равной удалённости от геополитических центров получила название политики «третьего соседа». «Третий сосед» – это не фиксированный выбор, им может быть любое государство, с которым Монголия непосредственно не граничит, если сотрудничество с ним поможет Монголии уравновесить китайское или российское влияние. Это постоянный поиск противовесов и динамичный перенос центра тяжести своих интересов с одного государства на другой. «Третьими соседями» Монголии являются США, ЕС, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия, Иран, Турция и группы государств (АСЕАН и др.).

Показательная нейтральность Улан-Батора не даёт США взять под контроль Северо-Восточную Азию и подобраться ближе к границам Китая и России. В Индо-Тихоокеанской стратегии США Россия обозначена как враждебный игрок (malign actor), Монголия как важный партнёр (important partner). В этом проявляются истинные цели американской политики на монгольском направлении.

Операция ВС РФ на Украине используется американской пропагандой для демонизации России, в том числе в Монголии. Проамериканской силой здесь считается Демократическая партия (ДП). Лидер парламентской фракции ДП Д. Ганбат перечислил свою месячную депутатскую зарплату на нужды украинских беженцев. Кому конкретно на Украине эти деньги достались, неизвестно, но примечательно, что за 8 лет киевской агрессии против Донбасса Ганбат не дал донбасским беженцам ни копейки.

Ганбат провёл переговоры с украинскими дипломатами и руководством банка «Хаан» об открытии банковского счёта для дальнейшего сбора пожертвований от монголов, сочувствующих киевскому режиму. Ещё $200 тыс. помощи Киев получит от монгольского правительства по линии ООН и международных организаций.

В Монголии действуют ряд прозападных СМИ, транслирующих явно антироссийскую повестку. Так, издание News.mn опубликовало открытое письмо европейских дипломатов с осуждением действий России, которое заканчивается словами «Мы – за Украину».

Затем ДП провела проукраинский митинг у российского посольства с требованием отставки нашего посла Искандера Азизова. Из уст ориентированной на ДП части монгольского общества зазвучали опасения, что российская армия может так же вторгнуться в Монголию, а потому монголы должны сблизится с Западом и дистанцироваться от Москвы. Сам протест, впрочем, получился жалким из-за малочисленности его участников, но тот факт, что такие акции имеют место, уже наводит на соответствующие мысли.

На момент начала операции ВС РФ в Монголии наметился рост антироссийских настроений. Монголы по старой привычке воспринимают Россию и Украину почти как одно целое. Сказывается советское наследие, когда россияне и украинцы жили в одном государстве, и монгол не отличал приезжего русского от приезжего украинца.

Ввод российских войск на Украину 24 февраля 2022 г. многие монголы восприняли, как если бы монгольская армия пошла войной против Внутренней Монголии, где живут такие же монголы и говорят на таком же монгольском языке. Монголы не осознают, насколько далеко от истины такое чисто теоретическое сравнение.

Украинское направление для монгольской политики второстепенно, тонкостями российско-украинских отношений монгольские читатели не озадачиваются. Монголы просто не в курсе, что нынешняя Украина уже не та, какой она была в период монгольско-советской дружбы. Они не знают, что Запад превратил Украину в плацдарм для нападения на Россию, а операцией против режима Зеленского ВС РФ предотвращают военный конфликт гораздо большего масштаба.

События на Украине совпали с социальными волнениями в Монголии. Союз молодёжи Монголии вывел на улицы несколько тысяч своих сторонников с требованием улучшения экономических условий жизни и в знак протеста против предложенного премьер-министром Оюн-Эрдэнэ проекта по предотвращению роста цен на основные товары в связи с международным кризисом.

Молодёжь обвиняет в кризисе правительство, но сюда легко можно приплести Россию, как это делают американские и европейские политики, заявляющие, что действия России на Украине спровоцировали мировую инфляцию и рост цен на продукты, топливо и электроэнергию. Протестующих разогнала полиция, но премьер согласился выполнить ряд их требований.

Справедливости ради отметим, что в Улан-Баторе состоялся немногочисленный митинг в поддержку России. Участники держали плакаты «No war. No Zelensky», «Мы за Россию и против нацизма». Всё указывает на то, что в монгольском обществе прочная точка зрения на происходящее на Украине окончательно не сложилась. Это общество ещё податливо на внушения и пребывает в поисках своего мнения.

Внимание США к Монголии обусловлено её согласием присоединиться к проекту газопровода из России в Китай. В случае успеха этот проект превратит Монголию в транзитное звено, поскольку газотранспортные коммуникации пройдут по её территории. Это приведёт к плотной спайке трёх стран – Китая, России и Монголии – в сфере энергетической безопасности и снизит шансы на успех американской стратегии по раскачиванию обстановки в данном регионе.

В июле 2020 г. Джеймстаунский фонд (экспертно-аналитический центр со связями в спецслужбах США) в статье «Монголия и проект «Один пояс, один путь»: перспективы экономического коридора Китай – Монголия – Россия» (Mongolia and the Belt and Road Initiative: The Prospects for the China – Mongolia – Russia Economic Corridor) пугал Улан-Батор долговой ямой, куда будто бы попадут монголы в случае сотрудничества с Пекином и Москвой. Но монгольские власти сами знают, с кем им надо сотрудничать, а с кем нет, и потому от участия в китайско-российском проекте не отказываются.

И янки прибегают к очередному русофобскому средству – выпускают на сцену давно прикормленных карманных монгольских демократов, типа Ганбата.