16.08.2019 — 23:29
На фоне августовского затишья практически незамеченным стал пост в социальных сетях замглавы Офиса президента Руслана Рябошапки, который, рассказывая о наработке правовых механизмов «возвращения» Крыма и Донбасса, неожиданно заявил о намерении ратифицировать Римский статут.
Это означает, что Украина присоединяется к Международному уголовному суду (в народе «Гаагский трибунал») и становятся подсудимой за преступления, которые совершены на ее территории или гражданами страны. В первую очередь подразумеваются такие преступления, как геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.
И можно было бы не обращать внимания на очередное противоречивое заявление команды ЗЕ, если бы новость не подхватил официальный сайт президента Украины, который по этому поводу выпустил пресс-релиз. Таким образом, напрашивается вывод, что на Банковой всерьёз намерены ратифицировать Римский статут и передать все преступления, связанные с войной, под юрисдикцию Гаагского трибунала.
«Возможно нынешние власти в погоне за справедливостью по тем событиям, которые происходили с 2014 и до сих пор на юго-востоке Украины, понимая необходимость привлечения виновных к ответственности, возможно ратифицируют данный статут и будут выполнять вся необходимые постановления международной организации, которая уполномочена для проведения такого рода серьезных процессов. Посмотрим, готовы ли они к этому или нет», — рассказал украинскому изданию «Вести» адвокат Валентин Рыбин.
Опрошенные изданием эксперты подтвердили, что ратификация в первую очередь ударит по прошлому руководству страны.
Кто попадет под действия трибунала
Прошлая власть всячески затягивала этот процесс, хотя это было одним из условий Ассоциации с ЕС. Более того, в 2016 году, когда Рада конституционным большинством приняла изменения в Конституцию страны в части правосудия, ратификация Римского статута была перенесена на 2019 год. И нет сомнений, что в случае победы Петра Порошенко на выборах президента этот вопрос был бы отложен в долгий ящик.
Еще в 2015 году глава фракции БПП в парламенте Юрий Луценко заявлял, что не станет поддерживать эту инициативу, так как это может быть использовано против власти в условиях военной операции на Донбассе.
«Наша фракция не поддержит подписание Римского статута, который может быть использован против нас же в этой военной ситуации, отвлекать военных государственных служащих, вообще все государство на абсолютно прогнозируемые российские обращения относительно нас в этом суде в тот момент, когда Российская Федерация туда не собирается вступать. Мы считаем неправильным, несимметричным», — заявлял Луценко в далеком 2015 году.
Его однофамилец, Игорь Луценко, из фракции «Батькивщина» также выступил против ратификации. По его словам, те, кто защищал Украину с оружием в руках, сядут на скамью подсудимых.
Луценко пояснил, что предметом рассмотрения Международного уголовного суда может стать факт применения вооруженных сил Украины на Донбассе без согласия Верховной рады. По его словам, это период так называемой «Антитеррористической операции», которая длилась с 14 апреля 2014 до 30 апреля 2018.
«Тогда не провозглашалось военное положение, но по сути все, что происходило в рамках Антитеррористической операции, было военной операцией. Таким образом, нарушалось законодательство. Потому что военные операции можно проводить только с разрешения Верховной Рады Украины. То есть это период, пока мы не дали разрешение на проведение так называемой ООС. До этого использовать вооруженные силы было запрещено. Но при этом по факту же была война. И тут возникает правовой спор между фактом и формальностью.
Это может стать причиной для того, чтобы Россия или власть, которая придёт на смену новой, к примеру, придет „Оппозиционный блок-За Жизнь“, который будет в середине Украины украинскими механизмами преследовать тех, кто ей неугоден, под предлогом участия в так называемой антитеррористической операции», — рассказал «Вестям» Луценко.
Кроме этого, по мнению Луценко, принятие статута и присоединение к Международному уголовному суду может быть использовано для политического преследования оппонентов действующей власти, так как рядовые военнослужащие вряд ли заинтересуют судей в Гааге.
«Под ответственность попадет в первую очередь руководство страны. Будет возможность инициировать привлечение к уголовной ответственности в рамках Римского статута. Не будет смысла привлекать добровольцев и рядовых. В первую очередь привлекут Грицака, Порошенко и других, которые являются символами оправленного периода. Это может делаться с конкретными политическими целями», — отметил Луценко.
То, что рядовой состав не попадет под действие трибунала, согласен и адвокат Валентин Рыбин, а вот высшее руководство страны тех лет может быть привлечено к ответственности.
«Те, кто воевал, если они не совершали военных преступлений и если они не нарушали обычаев войны и положений конвенции, — они не могут быть привлечены к ответственности, потому что выполняли приказ. А вот те, кто отдавали соответствующие приказы о начале использования вооруженных сил во внутреннем конфликте, конечно же, должны нести ответственность и пусть лучше международные инстанции разбираются», — заявил Рыбин.
Будут исходить из политической целесообразности
Не все считают, что распространение юрисдикции Международного суда в Украине будет иметь какие-либо последствия для прошлой власти. Международный суд будет опираться не столько на юридическую, сколько на политическую составляющую. И тут важным фактором станет интерпретация событий на Донбассе.
«В первую очередь мы должны рассматривать вопрос, что происходит на Востоке Украины. Как это оценивают наши международные партнеры. И делать вывод, подследственные ли (эти лица, — ред). Мы же говорим не только о руководстве, но и бойцах, которые защищали Украину. Эти вопросы будут обсуждаться, когда будут рассматривать ратификацию», — рассказал первый заместитель генпрокурора Дмитрий Сторожук.
Будучи депутатом «Народного Фронта» он один из не многих своих однопартийцев выступал за ратификацию Римского статута, но почему прошлая власть не приняла ответить затруднился.
«Если новый парламент сможет его ратифицировать — это будет хорошо», — отметил Сторожук.
С ним согласен директор украинской секции Международного общества прав человека (МОПЧ) Антон Алексеев. По его словам, все будет зависеть от геополитической ситуации.
«Все трибуналы, они, к сожалению или к счастью, имеют сильное влияние политического аспекта. Все зависит от массы вопросов, которые выходят за рамки чисто юридических вопросов. Не важно… Римский статут, трибуналы по бывшей Югославии или Руанде, все что угодно можно вспомнить. Трактовать могут по-разному. То есть ситуация чем-то похожа на то, что в нашей стране с правом происходит. Потому что большие ставки», — рассказал Алексеев.
Таким образом, привлечение к ответственности Порошенко, Турчинова и других лиц, которые пять лет назад отдали приказ об использовании вооруженных сил в «антитеррористической операции», выглядит маловероятным.
Но это до тех пор, пока западные лидеры придерживаются украинской трактовки событий. Ситуация может стремительно измениться на фоне переформатирования западных элит и победы сил, которые будут видеть в России не врага западных ценностей, а экономического партнера. Нет сомнений, что ради этого они готовы будут принести в жертву сбитых летчиков украинской политики.
Читайте также: На Украине возбудили уголовное дело против главы СБУ