Известный российский журналист, замглавы дирекции информационных программ «Вести», телеведущий и секретарь Союза журналистов России Андрей Медведев пояснил историческую подоплёку страстей, кипящих вокруг присвоения имён пособников фашистов киевским проспектам и улицам.
«Логично же. Проспект Шухевича перетекает в проспект Бандеры, тот перетекает в улицу Елены Телиги и упирается в Бабий Яр. То самое место, где украинские каратели расстреливали евреев, русских, коммунистов, украинцев, которых они считали «несвидомыми».
Елена Телига в этом, кстати, сыграла немалую роль. Хотя вот как раз ее на фоне прочих переименований редко вспоминают.
Она была поэтессой (ну, то есть так она себя называла и таковой ее считают некоторые украинцы), журналистом, одним из идеологов национализма, членом ОУН*.
Она писала статьи, где восхищалась Новой Германией (это которая гитлеровская), движением «Сила через радость», ей нравились «железные когорты» европейских нацистов, она подробно объясняла, что москали и Москва — враги Украины. Она писала, что задачей украинского националистического искусства является поиск ценностей, которые укрепляли бы дух нации.
Национальное искусство, писала она, нужно, чтобы в душах «жило не голосне гавкання на ворога, — лише глибока, непримирима і творча ненависть до нього». Не гавканье на врага, а ненависть к нему. Непримиримая и подлинная.
Вообще, все идеологи ОУН очень любили писать про ненависть. Это у них было клиническое что-то.
В итоге, кстати, несмотря на то, что работала Телига в оккупационной газете и искренне ненавидела большевиков, немцы ее арестовали и расстреляли в 1942 году. Якобы от страха перед украинским патриотизмом и грядущим украинским государством. Видимо, по той же причине они формировали карательные отряды из боевиков ОУН.
Красивая украинская легенда о поэтессе-патриотке гласит, что клятые немцы расстреляли Телигу в Бабьем Яру. Реально же — и расстреляли ее на Владимирской, в нынешнем здании СБУ, и похоронили на Лукьяновском кладбище.
А учитывая все, что она наговорила, сделала и написала, назвать улицу возле Бабьего Яра именем Елены Телиги — это все равно, что назвать улицу возле Бутовского полигона именем наркома Ежова. Назвали ее так, кстати говоря, еще при Кучме, аж в 93 году.
Так что не стоит думать, что Майдан и нацизм так вот раз, и взялись ниоткуда».
*Запрещенная в России экстремистская группировка