Какая судьба ждёт Киево-Печерскую Лавру и её монахов, не пожелавших отказаться от канонической веры

В Киево-Печерской Лавре действующий в ней монастырь Украинской Православной Церкви (УПЦ) лишили доступа к трем важным лаврским корпусам.

Представители национального заповедника «Киево-Печерская Лавра» под охраной сотрудников правоохранительных органов опечатали здания, в том числе резиденцию Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, где проходили заседания Священного Синода УПЦ. Владыка проживает сейчас в Свято-Пантелеймоновском монастыре в Феофании (он туда переехал еще до начала СВО).

Юристы Церкви считают эти действия незаконными, так как они нарушают договор (его в УПЦ считают действующим до решения суда, которого пока нет) между монастырем и заповедником о бесплатном пользовании обителью лаврским комплексом.

Тем не менее, власти, похоже, не намерены останавливаться и попытаются в ближайшее время выселить УПЦ из Лавры.

Как дальше будут развиваться события, разбиралось украинское издание «Страна».

Действия полиции

Долгая «осада», затеянная Министерством культуры и информационной политики, которому подчиняется нацзаповедник, дала наконец результат.

Утром 6 июля полиция перекрыла доступ в Нижнюю Лавру и, отсекая прихожан, помогла представителям Минкульта опечатать корпуса.

«В результате противоправных и самоуправных действий, без соответствующего решения суда, представителями заповедника выломаны замки и повреждены двери в 70-м корпусе, являющемся резиденцией Предстоятеля УПЦ, и 69-м корпусе, в которые работники заповедника проникли внутрь, заменили замки и опечатали данные корпуса. Также, путем повреждения дверей, опечатан 71-й корпус, в который представители заповедника уже не проникали», — говорится в заявлении юротдела УПЦ.

В Церкви стоят на своем: договор между монастырем и нацзаповедником продолжает действовать.

В Минкульте же говорят, что действуют по закону, а занятые здания, мол, не использовались монастырем для религиозных обрядов, и доступ к ним — «нарушение целевого использования культовых строений и должен ограничен в первую очередь».

Лавру передадут Варфоломею?

Почему в Минкульте (если брать шире — во власти) решили ускорить события, ходят разные версии.

По мнению политолога Вадима Карасева, власть почувствовала, что страсти вокруг Лавры — в сравнении с весной — улеглись и решила действовать.

«Тема остается горячей, но уже не хит сезона. Общественное и медийное внимание снизилось, на что и был расчет. Юридически конфликт перешел в процедуру, что тоже ослабило к нему интерес. Власть уловила момент и взяла под свой контроль три корпуса. Дальше, думаю, тоже будет действовать покорпусно, постепенно выживая монастырь», — комментирует эксперт «Стране».

Свое объяснение активности дает и известный меценат УПЦ, бизнесмен Вадим Новинский.

Он заявил, что Минкульт пытается ускорить процесс выселение УПЦ из Лавры, чтобы соблюсти договоренности со Вселенским патриархом Варфоломеем, согласно которым обитель станет его ставропигией (монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчиненный непосредственно патриарху или синоду, — прим. ред.)

Отметим: в рамках своего международного турне президент Зеленский посетил Турцию. Он написал, что посетил поминальный молебен по жертвам войны в Украине в храме Святого Георгия в Стамбуле, где встретился с Варфоломеем, поблагодарив его «за духовную поддержку Украины», разместив свое фото с ним.

Выселение или ставропигия

Источник «Страны», вхожий в круг крупных меценатов УПЦ, считает, что дальнейшие события могут пойти по минимум двум сценариям: или же часть Лавры становится монастырем ПЦУ (либо ставропигией Вселенского патриарха) и тогда две религиозные структуры будут существовать, во всяком случае, какое-то время параллельно.

«А далее уже ставропигия или ПЦУ будет призывать монахов УПЦ или переходить к ней, или выселяться. Светская власть, таким образом, будет как бы ни при чем», — говорит источник.

Или же УПЦ полностью лишат Киево-Печерской Лавры, а возможно и части других монастырей.

«Но это можно будет сделать только с применением силы. Потому что будет сопротивление верующих. Но, в любом случае, УПЦ не исчезнет. Монастырей и храмов еще много. В крайнем случае, если вообще все отберут и деятельность запретят, то Церковь уйдет в катакомбы», — считает он. 

В свою очередь политолог Руслан Бортник ожидает новой паузы в противостоянии вокруг Лавры — до решения суда, которое он ожидает в конце июля.

«Это, конечно, вызовет большой резонанс в обществе. Но кому-то это может показаться рабочим вариантом. Все-таки Православная церковь Украины признана лишь частично. А передача Лавры под управление Варфоломея может рассматриваться как способ легализации нового статуса обители, хотя это и резко усугубит конфликт между РПЦ и Константинопольским патриархатом», — полагает Бортник.

Источник, близкий к УПЦ полагает, что никто или почти никто из лаврский братии ни в ПЦУ, ни в ставропигию не перейдут.

«События начала июля с опечатыванием корпусов стало во-многом неожиданными. Но к последующим подобным событиям верующие постараются подготовиться. Наша позиция остается прежней — мы не будем выселяться до вступившего в силу решения суда. А его пока нет», — говорит источник.

Читайте также: России придётся предпринять освободительный поход на Киев для спасения Лавры и православных — Миронов