Помним, сын и брат! — год назад погиб комбат легендарной «Спарты» «Воха»

Донбасс сегодня чтит память одного из своих лучших сыновей — Героя Владимира Жоги. 5 марта 2022 г., когда в окрестностях Мариуполя шли ожесточённые бои, «Воха» выводил из-под вражеского обстрела мирных жителей освобождаемой Волновахи — спасал, прикрывая собой.

Короткий героический жизненный путь и такая же смерть, 9 лет постигающая лучших сыновей донбасской земли.

6 марта 2022 г. Владимиру Жоге приказом президента России было присвоено звание Героя России. Звезду Героя Путин лично вручил отцу «Вохи» Артёму, который возглавил батальон «Спарта» после смерти сына.

26 мая 2022 г., когда ему должно было исполниться 29 лет, в Донецке на Алее Славы был открыт памятник.

Сегодня врио главы ДНР Д. Пушилин, военкор С. Пегов, певица Ю. Чичерина и многие другие делают посвящения памяти «Вохи», публикуя кадры военной хроники с ним.

Врио главы ДНР Денис Пушилин:

«Он был горячим, бесстрашным, рисковым. Молодым и не по годам рассудительным. Из 28 прожитых лет восемь отдал на защиту Родины, служил ей верой и правдой.

Герой Донецкой Народной Республики. Первый военнослужащий ДНР, удостоенный высокого звания Героя Российской Федерации. К огромному нашему сожалению, посмертно.

Жизненный путь Владимира Жоги наполнен абсолютным смыслом. Он был надежным другом, верным соратником и отличным командиром. Батальон „Спарта”, которым он руководил, точно знал, что на Воху всегда можно положиться, и уверенно шел за ним в самый сложный бой, ни минуты не сомневаясь в правильности поставленных задач и решений.

Владимир Жога — плоть от плоти сын Донбасса со стальным характером и доброй душой. Жил как герой и героически погиб, спасая людей.

Даже спустя год со дня трагической гибели Вохи не утихла боль…

Вечная память и вечная слава Русскому Воину!»

Военкор Семён Пегов, автор проекта WarGonzo»:

«ВОХА

Помню этот день в мельчайших деталях, потому что чернее дня на этой войне — я имею в виду этот год СВО — лично для меня не было. Гибель Вохи что-то такое изменила в воздухе, что дышать как прежде уже никогда не получится. И не только у меня. И дело не в горе, не в отчаянии, не в личной утрате — мир буквально на молекулярном уровне был другим, когда в нём жил, когда «Спартой» командовал Воха.

Случилось как случилось, я констатирую.

Но история этого мальчишки, который на своих плечах, своим сердцем, духом и умом вывез ответственность, непосильную даже для самых сильных, — действительно сродни мифологическим повествованиям про античных героев, боровшихся за Трою и Карфаген. Время ещё расставит всё на свои места, я уверен.

В тот день Воха сам попросил меня приехать в Волноваху пораньше. Я уже месяц как жил у него дома, так уж повелось: ещё в 2014-м, когда ополченцы вырвались из окружения в Славянске, мы снимали в Донецке квартиры по-студенчески, на несколько человек, — и с тех пор, приезжая в ДНР в тягучий период пресловутых «минских», я частенько останавливался у него.

А он — у меня в Москве. Кто знает, что такое пацанская дружба, тот поймёт. Вот и на этот раз, примчав в ДНР почти за месяц до начала СВО, я остановился у Вохи. Он, если честно, не особенно верил, что начнётся большая война, прикалывался над моим пустым ожиданием, заставлял вместе с ним заниматься спортом (мы забились, что за месяц похудеем на 10 кг: «минские» предоставили нам возможность обрасти жирком). Записались на сквош, почти научились в него играть.

Где-то с середины февраля Воха больше не ночевал дома. Всех перевели в полную боевую, ну, а учитывая его гипертрофированную ответственность и практическую одержимость тем, чтобы «Спарта» была впереди планеты всей, про сон, отдых и даже еду было забыто категорически.

Так что в десятикилограммовой гонке он победил меня досрочно, справившись чуть больше чем за неделю. Вы вот можете смеяться, конечно, этим всем деталям в лицо, но, по-моему, эти мелочи говорят о Вохе многое. Попробуйте отдаться работе с таким же рвением, чтобы скинуть десятку за неделю. У меня вот не получилось, хотя я тоже фанатично люблю своё дело…

В эти дни он как-то не особо хотел сниматься, давать интервью и всё такое. А тогда, 5 марта 2022-го, сам позвал на передовую — всё утро катались с ним по точкам, он подготавливал пацанов к штурму и был в прекрасном настроении. Мы, как всегда, много шутили и смеялись, Вовчик дурачился на камеру — когда он находился в своей стихии, его было не унять.

Последнее, что мы записали, — послание его близким, которые просили вывезти родственников из раздираемой боевыми действиями Волновахи. Его участие и готовность помочь всегда поражали своей самоотдачей. Несмотря на внешнюю колючесть и напускную брутальность. Он просто физически не мог бросить кого-то в беде.

Воха так и погиб — выручая своих. Не смог усидеть на командном пункте. Меня за два часа до этого отправил домой, сказав: «Сегодня я тебя на сам штурм не возьму, будет жёстко, приедешь завтра, и уже вместе пойдём к тем пятиэтажкам».

Я не был у тех домов, где он погиб, до сих пор. Всё никак не могу себя заставить. Может быть, доеду сегодня. А может, и нет. Не знаю.

Сам вот спрашиваю себя: а почему я всё время оттягиваю этот момент? И если честно ответить, наверное, потому что не готов до сих пор, несмотря на то что прошёл целый год, поставить точку в этой нашей общей истории. Не готов её отпустить. А может быть, и не надо ничего отпускать и есть вещи, которые не отпустить никогда?

В общем, я с тобой, родной брат. И всегда буду. Потому что ты как был, так и остался бессмертным. Нам всем ещё предстоит осознать это».

Читайте также: Царёв: Главная интрига сегодня — успеют ли ВСУ вывести свой гарнизон из Артёмовска