События последних дней четко обозначили (или подтвердили) стратегический замысел «битвы за Донбасс» и все страхи киевских политиков и военных.
Военкор «КП.ру» Дмитрий Стешин своими глазами увидел это сражение с двух сторон.
Предполье Славянска
Первый логичный вопрос — при чем тут Бахмут (Артемовск)? Оказывается, все взаимосвязано. Еще в начале лета, когда наметились бои на угледарском направлении, я слышал такое мнение от воюющих офицеров: «Только бы не пришлось штурмовать Славянск и Краматорск в лоб, завязнем».
Фактически с падением Бахмута у врага на Донбассе останется последний оборонительный узел — так называемая «Славянско-Краматорская агломерация».
Длинная кишка из городов, поселков и промзон, идущая дугой с севера на юг. У этого естественного оборонительного рубежа были, как говорят на Украине, «фортецi», крепостицы в предполье — Соледар, Бахмут и множество прилегающих поселочков, превращенных в оборонительные узлы. Поселочки эти в большинстве своем уже взяты. Соледар пал, взятие Бахмута — дело ближайшего времени.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
По сообщениям местных жителей и официальным заявлениям украинских властей, с понедельника в Бахмут закрыт доступ гражданским лицам, не проживающим в городе, волонтерам и журналистам. А все дороги, ведущие в Бахмут, либо перерезаны, либо простреливаются. Нет оснований не верить местным.
Еще на прошлой неделе бойцы-«вагнеровцы», штурмующие Бахмут с севера, подтвердили военкору «КП» — «артиллерийская активность противника заметно снизилась». А последние иностранные журналисты, побывавшие в городе, — из британской BBC, в своем репортаже отметили, что ВСУ начали испытывать дефицит боеприпасов даже к стрелковому оружию. Момент для врага неприятный, особенно, когда начались бои в городской застройке.
В сложившихся обстоятельствах можно ждать, когда противник сам начнет отход на более надежные рубежи, то есть в «Славянско-Краматорскую агломерацию». Но там ему приготовлен неприятный сюрприз.
Применение ракеты «Изделие 305» по трубе в Угледаре
Удар с севера
Все помнят печальную историю французской оборонительной «линии Мажино», которую германский Вермахт просто обошел, не стал долбить в лоб бетонные укрепления? В этой истории сокрыта вся проблема таких оборонительных линий — их можно обойти, они не предназначены для круговой обороны.
Даже у крепостей, созданных, чтобы сражаться в полном окружении, всегда находятся слабые места, где стены ниже, частокол гнилее, бойцы трусливы и не обучены. Что уж тут говорить про 100-километровую кишку ВСУ, привыкшую воевать только с одной стороны, с восточной.
Киевские военные и политики много раз заявляли, что Краматорск и Славянск станут «нерушимыми твердынями, о которые разобьются москальские орды». Разумеется, если «москальские орды» станут штурмовать их в лоб, с востока. По ряду признаков мы так делать не будем.
Признак первый — резкая активизация боев у Кременной, нависающей с севера над Славянском.
И второй признак — начало штурма Угледара. Он проходит нелегко и не во всем гладко, но никто не отступился. В этом городке — наш шанс выйти с юга в тылы «Славянско-Краматорской» группировки ВСУ. Потому что за Угледаром мощных украинских оборонительных узлов уже нет, больших городов нет. Поля и редкая сетка дорог — не за что цепляться врагу.
Средства объективного контроля передали скупую черно-белую картинку попадания «Изделия» в верхушку трубы, точно по электронным «глазам» и антеннам.
Обход с юга
Второй вариант — это промежуточный результат: наполовину или полностью окружить группировку ВСУ, стоящую под Донецком и окапывавшуюся там 9 лет. Весь мир знает название этих городков и поселков вроде Авдеевки и Марьинки, из которых украинские войска все это время обстреливали столицу ДНР.
В выходные дни наши применили по Угледару так называемое «Изделие 305». Самое высокое сооружение городка — труба ТЭЦ.
ВСУ развесили на ней все возможные средства наблюдения — оптику, тепловизоры, приборы ночного видения. Угледар и так находится на холме, поэтому с трубы противник, по сути, контролировал все подходы к городу и всю полосу наступления.
Трубу пытались разрушить снарядами и даже попали один раз, но она устояла. «Изделие 305» несет на себе 25 кг взрывчатки и запускается с вертолета на удалении до 14 километров.
Средства объективного контроля передали скупую черно-белую картинку попадания «изделия» в верхушку трубы, точно по электронным «глазам» и антеннам. Теперь есть уверенность, что Угледар наши уже не оставят в покое, возьмут и будут двигаться дальше.
Пока клещи не зажмут последнюю «бандеровскую твердыню» на Донбассе.
Читайте также: 150 боевиков ВСУ уничтожено у Артёмовска, — Минобороны