На Украине массово сносят памятники Пушкину

Следом за ленинопадом Украину захлестнула волна пушкинопада. Именно главного гения российской поэзии выбрали на Украине националисты для вымещения злобы и мести.

Не случайно, ведь именно памятников и бюстов Пушкина огромное количество по всем городам и городишкам. Да, Александр Сергеевич лучшее олицетворение всего русского, по мнению авторов этого флеш-моба. Лицо этого движения — украинский поэт Сергей Жадан. Но его последователи не щадят и Булгакова, Гоголя, Горького и Толстого.

Харьковский общественный деятель Эдуард Рубин высказал свое отношение к сносу памятников Пушкина, объяснив, почему на украинской земле их быть не должно. Именно этой логикой движимы активисты, которые разбивают бюсты, уничтожая историческое и культурное наследие.

«Сегодня очень много пишут о том, нужны ли памятники Пушкину в Украине или нет? Убирать их или нет. Чтобы решить эту задачу, нужно понять, а с какой целью их поставили. В Википедии есть рубрика памятники Пушкину в мире. Очень интересную статистику можно оттуда черпать. Пушкин ещё с царских времён начал использоваться в качестве информационного оружия, его ставили во всех крупных городах и центральное правительство всегда давало указание, что памятник Пушкину должен находиться в центральных частях любого города.

В Харькове, например, памятник Пушкину открыли в мае 1904 года. Планировалось его открытие не в центральном месте, но по указанию из СП, его открыли в самом центре, на Театральной площади. Кстати, уже в октябре 1904 года националисты из УНП попытались его взорвать, но неудачно. Уже тогда борцы за независимость Украины понимали цель таких памятников.

Но то, что происходило у нас в стране не совсем интересно, а вот по всему миру памятники Пушкину стали ставить позже. В соц республиках после 2МВ (автор имеет в виду Вторую мировую войну, — прим. ред.), а массово в мире их начали ставить с 1999 года. Как коты метят свою территорию, так и рашисты начали метить Пушкиным весь мир. С какой целью? С целью приучить мир к тому, что россия великая страна и все должны её или уважать или бояться.

Пушкин сам того не желая, стал инструментом фашиизации россии. Многие приводят довод, а что снос памятника поможет выиграть войну? И у меня встречный вопрос, а что наличие памятника помогает вам читать Пушкина? Без памятника вы не сможете читать его произведения? Я и мои дети прочитали очень много произведений Пушкина и памятник не являлся толчком для этого. Мир подошёл к тому этапу, что россия должна быть разрушена, потому что с той территории никогда не шло ничего хорошего для мира. Пушкин должен вернуться в ряд с такими писателями, как Шекспир, Шиллер, Гёте и многие другие. Лично Пушкин не виноват в том, что его имя используют диктаторы, но его имя необходимо высвободить из инструментария диктаторского режима». (Стиль и орфография автора сохранены, — прим. ред.)

Украинский политический эксперт Янина Соколовская одна из немногих, кто считает борьбу с памятниками кощунством, будь то памятники Пушкину или Булгакову.

«Тьма накрыла ненавидимый прокуратором город — это ныне нечитаемый и непочитаемый Украиной Булгаков написал о Киеве, с которого он рисовал древний Иерусалим.

Собственно, Киев и был его Иерусалимом, куда он стремился из чужой столицы, где решил делать карьеру да так и не преуспел.

Теперь музей Булгакова на Андреевском спуске лишают денег и пытаются закрыть, а памятник (только поставили) — снести.

А ниже по тому же спуску стоит Вертинский, называвший Киев „родиной нежной“ и тоже рвавшийся сюда из чужой столицы, но занесенный ветром революции в дальние Шанхаи.

А по другой стороне Андреевского спуска сидит Гоголь (тоже свеженький, недавно установленный). Он рвался не в Киев, а просто домой, в Полтавскую губернию, и тоже умер и похоронен в чужой столице, где тоже славу искал (кстати, это, несмотря на тяжелый нрав, ему удалось).

И пока на Андреевском спуске эти трое зыбко, но все же держатся, по стране идет Пушкинопад — потому что ленины закончились, а народный гнев вымещать надо.

Петлю на шеи Пушкиным накинули в Киеве, Житомире и Одессе — казалось бы, такая малость и невинная шалость, но почему-то получила в западном мире негативный резонанс.

Шалуны говорят о том, что именно Пушкиными россияне метили украинские территории. Западники от этого впадают в ступор — потому что нынешние россияне — это для них одно, а Пушкин — совсем другое: гений, бунтарь, соратник декабристов, ненавистник царя.

И слово „гений“ тут идет первой строкой, потому что, к примеру, в Германии, открывают гимназии с углублённым изучением русского, чтоб дети могли Пушкина в оригинале читать. И они не считают, что россияне метят их страну. А в Штатах пушкинистика — отдельное направление университетских исследований и лекций. Я уж не говорю о Франции, считающей Пушкина и Толстого чуть ли не своими.

И все это при том, что Пушкин в этих странах не бывал, а в Киеве и Одессе он жил, в международной пушкиниане эти периоды тщательно изучаются.

Я все это расписываю к тому, что Пушкины и ленины — это, выражаясь по-одесски, две большие разницы. И снося Пушкиных мы выглядим дикарями и вандалами. Напрямую это еще не сказывается на объемах помощи Украине, но осадочек остается.

И если мы хотим двигаться в западную сторону и бежать прочь от „совка“, то нужно понять — снос памятников и атаки на церкви (а нападки на них ширятся) — это видовые признаки того самого совка, от которого мы 30 лет бежим.

Это при совке набрасывали удавки на шеи памятникам, это при нем уничтожали церкви и обезьянами скакали на обломках.

И если говорить о том, кем-чем помечена наша территория, то метят ее совковостью, от которой мы не можем избавиться и продолжаем орать „до основанья!“, не зная про „затем“.

И те, кто сейчас разгоняет волну против „толстоевских“, прекрасно понимают, что они делают — кто ж памятники защитит, если свою безопасность обеспечить трудно.

И вот уже интеллигент приличного вида и должности выкладывает фото мопса, погрызшего том классики, и придурковато сообщает, что в его библиотеке много чего стоит сгрызть. А вопрос — зачем он эту книжную россыпь полстолетия дома держал, получает один ответ: тогда были модны снимки на фоне библиотеки, теперь — на тле сгоревших книг.

И вот уже дама-писатель сообщает, что дрова на зиму не купит, потому что чужими собраньями сочинений топить будет. Ей-Богу, лучше б свои творенья сожгла.

И ширится флеш-моб со словами „не читал и осуждаю“. Позорно-совковый флешмоб, шокирующий, как минимум, Европу: там принято либо читать, либо говорить, что читал. И это такое же правило, как умываться и одеваться в чистое.

А когда украинские политики и прочие должностные лица инициируют „чистки библиотек“ от Пушкиных и говорят, как здорово книги горят, они уничтожают отношение Запада к Украине как к равной — отношение, которое фронтовой крови стоит.

Не зря посреди Берлина есть памятник сожженным книгам. И он обязателен к посещению иностранными делегациями и немецкими политиками. Они каются о содеянном, плачут о сожженном. И тома вновь напечатанных книг не уменьшают позор и боль о тех, безневинно погибших томах.

Думаю, время пройдет, и мы в красивой и сильной Украине проведем конкурс на создание памятника сожженным классикам и оплеванным писателям. В нем, по доброй нашей традиции, будет много интриг и коррупционных составляющих. В итоге вместо миниатюрного бюста Пушкина мы водрузим в Киеве великое чугунное одоробло и скажем — мы извиняемся, мы исправили ошибку, мы — не совок. И вандалы — не мы».

Писатель Захар Прилепин был краток: «Это очень известный украинский писатель и поэт Сергей Жадан.

Один из основных у них. В России тоже издавался. Его пост гласит: „Дальше продолжаю ни на что не намекать и ни к чему не призывать“. Это он намекает и призывает. Что Пушкина пора валить. Пушкин — это который написал гениальные стихи „Тиха украинская ночь…“ Чья жена была правнучкой гетмана Дорошенко. Чьи дети, значит, отчасти малороссы. Потомки Мазепы празднуют бал. Напомню, что в самом украинском народе слово „Мазепа“ было двести лет ругательным. Оно было синонимом слова „Иуда“.

Се — автопортрет Иуды».

Журналист Олег Ясинский нашел аналогии из истории: «В Киеве на станции метро „Университетская“ перед уничтожением путинских агентов — поэтов и писателей мирового уровня Пушкина, Горького и других, их бюсты привычно закрыли деревянными щитами. Раньше, во времена Третьего рейха мир возмущался уничтожением нацистами памятников деятелей культуры, сейчас рукоплещет и называет „культурой отмены“, которая пришла на смену культуры».

Украинский общественный деятель Дмитрий Спивак считает временным явление борьбы с Пушкиным, потому что он вечен: «Можно сколько угодно издеваться над памятниками Пушкину и другим общемировым культурным деятелям, но истина одна: Пушкин — вечный. А вот такие неизвестные никому активисты — лишь позорное секундное явление. Лучше бы взял книжку и почитал. И не позорился».

Читайте также: Власти Одессы отказались сносить памятник Екатерине II

Виктория Титова, «Украина.ру»